О пользе и вреде компьютерных игр

Играть или не играть?

Декабрь – месяц ожиданий. Если уж мы, взрослые, невзирая на прежние разочарования,  невольно тешим себя надеждами на чудо или хотя бы маломальскую удачу в новом году, что уж говорить о детях. Они  ждут - не дождутся новогодних праздников с их подарками и сюрпризами и, конечно, грядущими зимними каникулами. Какое блаженство – поваляться подольше в постели, забыть про уроки и… засесть за компьютер.  Да, для большинства современных детей компьютерные игры в значительной степени вытеснили все другие развлечения. Хорошо это или плохо? Радоваться родителям или в отчаянии хвататься за голову?

О пользе и вреде компьютерных игр мы беседуем с заведующей  городским консультативно-диагностическим психотерапевтическим отделением (это официальное название) Мариной Патовой.

 

- Давайте сразу оговоримся: не бывает чего-то однозначно плохого или хорошего. В маленьких дозах и яд – это лекарство. И поскольку отношение родителей к увлечению детей компьютерными играми чаще всего негативное, рассмотрим  сначала их   положительные стороны. В каждой разновидности игр они разные. Например,   «шутеры», по-русски «стрелялки»,  требуют высокой скорости реакций. Они особенно полезны для детей, которые с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.  «Симуляторы», имитирующие какую-то деятельность (чаще всего это гонки на машинах), развивают точность движений. Не случайно в некоторых странах хирургов обязывают «симулировать» не меньше часа в день. «Стратегии» учат думать, ставить цели и разрабатывать тактику для их достижения. Они развивают  аналитические способности. «Квесты», как любая загадка  -  великолепный тренинг для  внимания и логического  мышления.  Есть также  много обучающих  и развивающих игр для детей любого возраста, начиная с полутора лет. Они прекрасно сделаны в форме интерактивных мультиков, где ребенок оказывается  участником происходящего действия.

- Так что же, родителям не о чем беспокоиться? Пусть их чада сидят за компьютером с утра до вечера – умнее будут?

- Конечно, нет. У компьютера есть две опасности - нагрузка на зрение и ограничение двигательной активности, длительное нахождение в одной позе, что для растущего организма очень вредно. Так что до семи лет я бы не советовала усаживать ребенка перед монитором больше, чем на полчаса. Школьникам тоже нужно дозировать общение с компьютером – часа в день достаточно. Так что негативные последствия увлечения компьютерными играми целиком и полностью на совести родителей. Ведь зачастую его используют, чтобы ребенок не надоедал взрослым, не мешал заниматься своими делами. Посадил малыша за компьютер и забыл о том, что он есть…

- Но нет ли опасности,  что со временем он захочет задержаться в этом виртуальном мире надолго. Я говорю о формировании зависимости у детей, которой боятся многие родители.

- Чаще всего увлечение компьютерными играми не имеет ничего общего с настоящей зависимостью. Сами по себе они никак не влияют на  состояние психики. А склонность некоторых людей  к образованию зависимостей всегда была, есть и будет. «Игрок» написан Достоевским в XIX веке. Это уже психиатрия – так называемые расстройства влечений, какими бы они ни были:  игромания, пиромания, наркомания, алкоголизм и т.д. К сожалению, причины этих расстройств наукой пока не установлены. Поэтому так трудно подобрать адекватное лечение, оно чаще всего симптоматическое и найдено эмпирическим путем.

- Но разве не опасен сам факт существования детей и родителей в параллельных мирах: дети – в виртуальном, взрослые – в реальном? Ведь они могут отдалиться друг от друга окончательно, что чревато потерей взаимопонимания, элементарного контакта. Последствия могут быть катастрофическими…

- Могут, но это скорее проблема родителей. Если ребенок уходит в виртуальный мир, значит, реальный его не устраивает. Он испытывает напряжение, страх, неуверенность в себе и не ощущает защиты со стороны близких людей. А  компьютер позволяет ему создать мир ясный и правильный, в котором есть определенные правила игры и все их соблюдают, что далеко не всегда происходит в жизни. И это ребенка успокаивает. При  виртуальном контакте твой собеседник тебя не обидит, не оскорбит, он прекрасно выглядит – такое общение эмоционально не нагружено и приятно. Родителям нужно просто больше времени уделять ребенку, постараться понять, чем он увлечен,  проявить интерес к его миру. Впрочем, это касается не только компьютерных игр. Чтобы завершить тему зависимости, отмечу: у нас сейчас растет  второе компьютерное поколение. Первым заядлым «игрокам» в компьютерные игры уже под 30.Именно это волнует детских врачей во всех учреждениях страны, в частности с этой проблемой стараются бороться и врачи Детских поликлиник Екатеринбурга. Как видим, в большинстве своем они вполне благополучны: получили образование, работают, создают семьи, воспитывают детей. И компьютер по-прежнему остается частью их жизни, а у многих стал инструментом для работы. Это данность времени – в компьютерный век живем.

- И все-таки, если увлеченность ребенка компьютерными играми кажется родителям чрезмерной, что вы посоветуете?

- Ограничить общение с компьютером до разумных пределов в соответствии с возрастом ребенка и его здоровьем. Каким способом?  Все зависит от сложившейся в вашей семье системы взаимоотношений с ребенком. В запретах я смысла не вижу. Игры могут стать действенной мотивацией для выполнения каких-то требований родителей. Можно использовать мудрую фразу: если не удается что-то победить, надо это организовать и возглавить. То есть сделать игру обязанностью – она сразу потеряет сладость «запретного плода». Впрочем, я считаю, что советы вообще нельзя давать через средства массовой информации. Помочь можно конкретному человеку в конкретной ситуации. В этом особенность психотерапии, в которой не существует рекомендаций и рецептов, подходящих для всех. Поэтому напоминаю адрес и телефон  нашего отделения: ул.Горького, 28, т.773-38-92. Прием с полисом обязательного медицинского страхования бесплатный.

Написала: Патова Марина Аркадьевна

(Заведующая психотерапевтическим

отделением, врач высшей категории)